Развитие образования на территории с. Дунилово осуществляется с 1942 года.
В тупике, вдали от центральных дорог, стояла маленькая деревня Дунилово. Лишь в осеннюю пору по лесным тропинкам сюда заходили редкие охотники, да любители грибов и ягод, которых в лесу и на болоте было в изобилии. Крохотные низинные поля, скудные урожаи, постоянное бездорожье было уделом многих поколений. В деревне Дунилово не было ни клуба, ни школы. Дети ходили в школу в Большое село. В конце тридцатых годов создаётся торфострой для разработки на болоте торфяных полей. Работа затягивалась, только в 1941 началась добыча гидроторфа. В деревне Дунилово началось строительство больших досчатых бараков, в которых открыли клуб, начальную школу, баню, ларёк.
|
Из воспоминаний Морозовой Антонины Яковлевны.
Первая школа – барак |
Школу финансировал Никольский сельский совет, который в первые годы работы не обеспечивал её финансами, поэтому наглядные пособия на уроках отсутствовали.
Недостаточно было учебников, тетрадей. Ученики писали на серой бумаге, которую приобретали родители. Учащимся первых классов эту бумагу сшивали и разлиновывали учителя.
Трудность работы педколлектива заключалась не только в том, что обучение проводилось в приспособленном здании, но и от неоднородного состава учащихся. В школе было много переростков, так как они не посещали Большесельскую школу. Учились не только русские, но и мордовские, татарские, чувашские дети в большинстве из плохо материально обеспеченных семей.
Администрация торфопредприятия помощь школе оказывала недостаточно: после нескольких просьб проводился косметический ремонт. А топливом ЖКО обеспечивал нерегулярно, и благо, что здание находилось недалеко от железной дороги, технические служащие и старшие учащиеся приносили пеньки или торф в корзинах, так как печи быстро остывали, и занятия было проводить невозможно. В таких условиях школа работала десять лет.
В первом учебном году заведующей школой была Успенская Александра Николаевна, последующие 6 лет- Морозова Антонина Яковлевна. Во втором учебном году коллектив школы пополнился молодыми учителями. В течение десяти лет в школе работали: Смирнова А.В., Чистова А.Ф., Негодина Ю.Д., Винокурова О.Н., Корнилова Н.А., Савельева М.И., Фёдорова М.Г. С 1949 г. школой заведовала Фёдорова Матильда Гавриловна.
Успенская А.Н. |
В посёлке Дунилово началось строительство узкоколейной железной дороги до посёлка Варегово, механических мастерских, магазинов. Самым большим зданием – двухэтажным, светлым, уютным с водяным центральным отоплением была школа.
Из воспоминаний Гузановой Людмилы Даниловны.
«1 сентября нас построили у старой школы, которая помещалась в длинном бараке на краю Дунилова (сейчас на этом месте огороды), мы пошли колонной с барабанной дробью, знаменем и флагами к новой, только что построенной школе. Впечатление незабываемое и до сих пор торжественное».
Посёлок Дунилово был перенаселён, жилые дома почти не строились, учителя жили на квартирах в частных домах или бараках по несколько человек в одной комнате. Так в комнату, где жила Фёдорова М.Г. с двумя дочками, поселили учительницу Винокурову О.Н….
1 сентября 1952 года в Дунилове открыли новую семилетнюю школу.
История развития настоящей МОУ Дуниловской основной общеобразовательной школы проходит пять этапов под руководством своих директоров и коллективов.
I. Синицын Александр Васильевич был первым директором Дуниловской семилетней школы – новостройки, 1952-1953 учебный год. По специальности он – учитель географии. Через год Синицын А.В. был переведён в исполком Большесельского района, а оттуда в г. Ярославль.
Первый коллектив учителей Дуниловской семилетней школы:
1.Синицына Екатерина Павловна – математика,
2.Чернов Николай Дмитриевич – математика, физкультура,
3.Морозова Антонина Яковлевна – русский язык. литература, немецкий язык.
4.Фролова Ида Константиновна – русский язык, литература.
5.Степанова Галина Сергеевна – история, немецкий язык.
6. Селиванова Антонина Ивановна- биология, химия, география, немецкий язык.
7.Шевелкин Виктор Михайлович – рисование, черчение.
8. Честнова Таисия Никитична – география, пионервожатая.
9.Горланова Нина Александровна – химия, география, немецкий язык.
10. Селиванов Валентин Алексеевич – физика, завуч школы.
11. Смирнова Анна Ивановна – библиотекарь.
12. Борисова Ольга Владимировна – счетовод.
13. Крылова Екатерина Константиновна.
14. Фёдорова Матильда Гавриловна.
15. Воронина Галина Николаевна.
16. Фомичёва Мария Никифоровна.
17. Кузьминская Лариса Александровна.
Учитель начальных классов Крылова Екатерина Константиновна.
Юность её прошла в военные годы. Учёбу в Рыбинском педагогическом училище приходилось прерывать и работать на торфоболоте, на строительстве аэродрома, на оборонительных окопах. Крылова Е.К. приехала в Дуниловскую школу восемнадцатилетней девушкой и стала работать учителем начальной школы барачного типа. Военное время не ожесточило Екатерину Константиновну. Добрая, сердечная, спокойная, уравновешенная она сразу же завоевала любовь детей и взрослого населения посёлка. Работа учителя была трудная, обучала детей двух классов одновременно. В 1952 году Крылова Е.К. начинает работать в новом здании школы, сотрудничала поэтапно с пятью директорами и находила общий язык взаимопонимания со всеми учителями.
Посмотрев на неё, человек заряжался спокойствием. Возле неё было уютно детям, они подражали ей. Родители, не боясь, что семейные тайны будут раскрыты, шли к ней за советом, словно к родной матери. Доброта её была бесконечна. Екатерина Константиновна имела свой подход к трудным детям. Если нужно было сделать замечание, то это делалось в неурочное время. Ученики были благодарны за проявленную тактичность. За многолетний труд Крылова Е.К. была награждена Почётными Грамотами, медалью «Ветеран Труда»
II. Рождественский Николай Николаевич – директор Дуниловской семилетней, а затем восьмилетней школы с 1953 г по 1968 год.
|
Коллектив учителей 1968 год. |
Николай Николаевич был требовательным к себе и к коллективу. Жил школой с утра до вечера. Старался следить за порядком и чистотой на территории всего посёлка Дунилово, за соблюдением школьниками режима дня. Ежедневно в 21 час совершал обход по улицам посёлка. Ученики, педагоги, взрослое население относились к директору с очень большим уважением.
Честнова Таисия Никитична, окончив педагогическое училище в 1952 году, была назначена на работу в только что открывшуюся Дуниловскую семилетнюю школу в качестве пионервожатой. Среди коллег была в то время самая молодая. Дел в школе было много. Вместе с пионерами Таисия Никитична участвовала в закладке сада около школы, в озеленении посёлка, организовывала пионеров на сбор металлолома, заготовку веников для колхозов, на помощь колхозам в уборке урожая , готовили концерты, выступали с ними перед населением, проводили спортивные праздники, школьные вечера, походы и экскурсии. В перемены Честнова Т.Н. организовывала подвижные игры с малышами, шашечные турниры. В работе ей помогали вожатые-семиклассники: Никешина Нина, Дьяконова Нина, Карякина Валя, Клюшкина Люся, Шарова Галя, Ерофеева Галя, Яковлева Люба, Махов Боря, Селехов Гена, Гузанов Серёжа и другие. В дальнейшем из этого выпуска стали учителями 7 человек.
В пионерской комнате всегда было многолюдно. На столах много игр: шашки, шахматы. Многие школьники играли в шахматы.
Честнова Т.Н. работала увлечённо. В 1954 г была награждена Почётной грамотой Обкома ВЛКСМ. 45 лет Таисия Никитична отдала любимому делу – учить и воспитывать малышей. Она глубоко убеждена в том, что всё хорошее в ученике закладывается в начальных классах. Не жалела ни времени ни сил, чтобы дать детям прочные знания и воспитать в них высокие чувства гуманности и отзывчивости, трудолюбия. Учительница широко пользовалась системой поощрения. Считала, что это лучше нотаций и наставлений. В 1987 году школа включилась в областное соревнование по обучению шестилеток «Малыш за партой». Много выдумки, профессиональных знаний вложила Таисия Никитична в занятия с малышами. Одной из главных задач была забота о здоровье детей. Система работы по методике Стрельниковой помогала предупреждать простудные заболевания школьников. За достигнутые результаты в соревновании сельских школ в области Честновой Т.Н. было присуждено первое место. Учительница была награждена туристической путёвкой по Волге.
Таисия Никитична щедро делилась опытом работы. Вся её педагогическая деятельность – это самоотверженный труд, серьёзный подход ко всему. Для неё нет большего счастья, чем вырасти из ребёнка гражданина.
Честнова Т.Н. награждена Почётными грамотами Отдела народного образования Большесельского района, Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник народного просвещения».
Селиванов Валентин Алексеевич – учитель математики и физики.
Работал с 1953 по 1962 годы. Его уроки физики очень нравились ученикам. Он умел создать на уроке непринуждённую обстановку, с серьёзным учебным материалом умел сочетать шутки смех. Селиванов А.В. руководил кружком радиотехники, организовывал в школе радиопередачи, привлекая обучающихся 7-8 классов.
Валентин Алексеевич очень любил путешествовать по родному краю, чем заинтересовал и ребят.
В 1962 г переведён заведующим Отделом образования Большесельского района.
Селиванова Антонина Ивановна – учитель истории, немецкого языка.
Выпускники с благодарностью вспоминают уроки немецкого языка. Класс делился на две группы, и обучение проходило в виде соревнований по знанию грамматики немецкого языка. В классе вывешивался «Экран итогов обучения и владения немецким языком». Все ученики стремились учиться без двоек. Знание предмета, полученное на уроках Антонины Ивановны , помогло многим выпускникам успешно обучаться в средней школе, в высших учебных заведениях.
Чернов Николай Дмитриевич – учитель математики, физкультуры с 1952 г по 1964 г.
Давал прочные знания по математике. Из воспоминаний выпускника 1960 г Тряпицына Евгения Васильевича: «…На вступительных экзаменах в авиационный техникум г. Рыбинска у преподавателя был неверный ответ на решение сложного задания. Но Николай Дмитриевич Чернов нас так научил делать проверку решения, что я не запаниковал и доказал преподавателю правильность своего решения».
Николай Дмитриевич был прекрасным фотографом, любил путешествовать. Один из походов по родному краю на велосипедах был протяжённостью 290 км. После Николая Дмитриевича осталось много фотографий из жизни школы.
В 1964 году он был переведён директором Муравьёвской восьмилетней школы.
Горланова Нина Александровна – учитель географии, биологии, химии
с 1952 г по 1987 г.
На уроках Нины Александровны всегда было интересно. Она использовала много пособий, наглядности, доходчиво объясняла материал. Горланова Н.А. была хорошим классным руководителем. Не смотря на слабое здоровье, она ходила со своими ребятами в походы по родному краю, посещали музеи в г. Рыбинске, Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге.
Нина Александровна много лет вела работу юннатского кружка. Школьники делали из перегноя горшочки под рассаду помидор, огурцов, цветов, высаживали рассаду в парники, плели из тростника маты для их укрытия. В школе имелся «Живой уголок»: аквариумы с рыбками, кролики. От продажи рассады населению школа имела доход.
Горланова Н.А. была очень отзывчивой, скромной, даже застенчивой, но энергичной и трудолюбивой. Со своим временем не считалась. Длительное время ходила на работу пешком из Большого Села, находящегося от школы в 4 км.
Ученики и родители вспоминают Горланову Нину Александровну с большой теплотой.
Оставили о себе добрые воспоминания среди выпускников учитель математики Горохова Валентина Фёдоровна, учителя начальных классов Герасимова Ольга Михайловна, Каюрова Полина Фёдоровна, пионерские вожатые Ерофеева Галина Николаевна, Кулакова Римма Борисовна.
III. Дружинина Капитолина Николаевна – директор школы с 1968 по 1986 год.
|
Дуниловская восьмилетняя школа в 1972 г была занесена в областную Книгу Почёта за достигнутые успехи по обучению и воспитанию молодёжи.
Находясь в должности директора школы, Дружинина К.Н. продолжала вести уроки математики, обеспечивая детей прочными знаниями. Её общий педагогический стаж составляет 51 год. Постоянная работа над собой , требовательность к себе и коллективу, кропотливая и доброжелательная работа с молодыми специалистами, любовь к своей профессии, к ученикам, глубокие профессиональные знания, качественное обучение школьников, большая общественная деятельность, образцовый уклад семейной жизни – всё это вызывает большое уважение и признательность к Капитолине Николаевне у коллег по работе, школьников и их родителей, жителей села Дунилово.
Дружинина К.Н. награждена значками «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», медалью «За Трудовую доблесть в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», ей присвоено звание «Почётный гражданин Большесельского района».
В 1953 году из Первомайской семилетней школы в Дуниловскую была переведена заведующей учебной частью и учителем русского языка и литературы Штабова Галина Алексеевна и проработала в этой должности 22 года до конца своей жизни. Зарекомендовала себя профессионально грамотным педагогом и руководителем. Её отличали огромное трудолюбие, целеустремлённость, тактичность, постоянный поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Она оказывала содействие молодым учителям в реализации принципов и методических приёмов обучения, воспитания и развития. У завуча сложились отношения взаимопонимания и сотрудничества с директорами школы- Н.Н.Рождественским и Дружининой К.Н. В те годы формировался опыт коллектива по патриотическому, трудовому, физическому воспитанию обучающихся. Складывались традиции школы. Коллектив педагогов и школьников принимал активное участие в районных мероприятиях. В 70-ые годы 20 века Дуниловская школа неоднократно становилась победителем социалистического соревнования среди школ района.
Штабова Г.А. преподавала увлечённо, учила пониманию добра и красоты. Настойчиво развивала умения рациональной организации учебного труда (самоконтроль, должный темп чтения, составление плана, конспекта), что давало возможность большинству обучающихся успешно продолжать получение образования.
Галина Алексеевна Штабова внесла значительный вклад в развитие краеведческого движения школьников. Члены литературного кружка, которым она руководила, проводили исследовательскую работу по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина. Переписывались с сотрудниками музеев, носящих имя поэта, выступали в составе лекторских групп перед младшими школьниками.
За активное участие в краеведческой работе по экспозиции «Моя Родина – СССР» на областной конференции 1974 г Галине Алексеевне была вручена Почётная Грамота Отдела народного образования Ярославского Облисполкома. Учительница постоянно делилась накопленным опытом с коллегами, руководила районным методическим объединением учителей русского языка и литературы. Её знали и уважали в районе за интеллигентность, педагогическую культуру, порядочность. За достигнутые успехи в педагогической деятельности Г.А.Штабова отмечена множеством наград, имеет значок «Отличник народного просвещения».
В школе велась большая общественная работа, внеклассная деятельность. Работа пионерской дружины, комсомольской организации всегда отмечались как правофланговые.
Шилова Надежда Фёдоровна закончила Угличское педагогическое училище. С 1961 г. по 1998 г. продолжалась педагогическая деятельность Надежды Фёдоровны в стенах Дуниловской школы, которая стала родной и любимой. Приходилось вести разные предметы, но в основном преподавала историю в старших классах. Шилова Надежда Фёдоровна 27 лет (с 1961 по 1988 год) возглавляла пионерскую организацию на общественных началах. Дважды пионерская дружина имени Зои Космодемьянской была занесена в районную Книгу Почёта. За работу с пионерами Надежда Фёдоровна награждена Почётной Грамотой ЦС ВПО имени Ленина, значком «Всегда готов» ЦС ВПО и значком «Пионерскому вожатому» ЦК ВЛКСМ.
Уроки Надежды Фёдоровны также были всегда интересны. Учитель умело могла связать с действительностью. Учила детей анализировать события, терпеливо выслушивала их самостоятельные мысли о происходящем.
Шилова Надежда Фёдоровна – человек большой души. Она всегда готова придти на помощь любому учителю, дать нужный совет. Находясь на заслуженном отдыхе, не расстается со школой, живёт её заботами, с уважением относится к коллективу.
Под руководством замечательного педагога, учителя трудового обучения Разумовского Александра Васильевича работал кружок технического творчества с 1963 г по 1988 год. Учащихся привлекали действующие модели, их хорошая отделка, сложные операции обработки металла, электротехника. В основу работы кружка ставилась цель: правильно читать чертёж и правильно по чертежу изготавливать деталь, в целом – модель.
Кружковцами были сделаны:
- Электрифицированный стенд «На карте Советского Союза» – наглядное пособие для уроков географии.
- Электрифицированный стенд для райкома партии Большесельского района, где отмечались передовые колхозы и соответственно занятые ими места.
- Электрический лобзик для работ по выпиливанию.
- Действующая модель ракетной установки.
- Модель исторического паровоза № 293, на котором В.И.Ленин в 1917 году приехал из Финляндии в Петроград.
- Модели военных и транспортных кораблей.
Ежегодно кружок «Юный техник» представлял свои экспонаты на районную выставку детского творчества. Авторы награждались Почётными грамотами. Модель исторического паровоза № 293 и действующая модель ракетной установки, серия военных кораблей демонстрировались на областной выставке детского творчества, отмечались дипломами.
Учитель привлекал к себе ребят эрудицией, мастерством, интеллигентностью, добротой.
Смирнова Анна Ивановна начала свою работу в Дуниловской школе в 1952 году библиотекарем. 47 лет посвятила любимой профессии. «Энтузиаст своего дела», – писала о ней Большесельская районная газета «Красное Знамя». За это время Анна Ивановна сумела создать в Библиотеке атмосферу тепла и доверия. Доброжелательно встречала она каждого юного читателя, с вниманием относилась к их запросам. Всегда находила время, чтобы оформить книжную выставку или библиотечный плакат, подготовить и провести читательские конференции, тематические утренники. Вся работа Анны Ивановны строилась с учётом интереса детей. С помощью книг она воспитывала у ребят любовь к Родине, бережное отношение к природе.
С 1964 г по1971 год совмещала работу с функциональными обязанностями воспитателя в интернате, с 1971 по 1993 г. с работой воспитателя ГПД. Смирнова А.И. оставила добрый след в жизни школы. Интересно организованные занятия в группе продлённого дня очень нравились детям. Рабочий день всегда начинался со спортивного часа на свежем воздухе. Большое внимание уделялось физическому воспитанию школьников, укреплению их здоровья, проводила подвижные игры, соревнования.
Анна Ивановна была руководителем районного методического объединения воспитателей ГПД. Её опыт работы обобщён в районе и области. Во всей деятельности педагога присутствует высокая внутренняя культура. С большим уважением и любовью отзываются об Анне Ивановне выпускники.
Вклад Смирновой А.И. в воспитание молодёжи был отмечен:
1967 г – Благодарность Облоно за 1 место во Всесоюзном смотре школьных библиотек к 50-летию Советской власти.
1970 г – Почётная грамота Обкома Союза просвещения за коммунистическое воспитание подрастающего поколения.
1975 г – Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР.
1983 г – присвоено звание «Ветеран труда», вручена медаль
1996г – Благодарность Большесельского Отдела образования за долголетний добросовестный труд по воспитанию любви к книге.
IV. Новикова Галина Георгиевна пришла в Дуниловскую школу в 1963 году. Она была назначена учителем начальных классов. Недолго обучала детей младшего возраста, так как в этом году была переведена учителем русского языка и литературы . Галина Георгиевна поступает в ЯГПИ на заочное отделение филологического факультета и успешно его заканчивает. 40 лет проработала она по своей специальности. За эти годы достигла своего профессионального мастерства, выработала свой учительский почерк. Для неё характерно серьёзное отношение к делу, прекрасное знание детской психологии, внимание и чуткость к детям. Она постоянно была классным руководителем. Работая учителем словесности, она уводила детей к сокровищам русской литературы, вводила их в удивительный мир поэзии, красоты речи. Обладая даром поэтической речи, Галина Георгиевна учила своих учеников и этике и риторике.
Ученики с благодарностью вспоминают уроки своей наставницы. Часто проводились литературные вечера, диспуты, где Галина Георгиевна была членом жюри. Под её руководством создаётся кабинет русского языка и литературы.
Галина Георгиевна была не только учителем, она с 1975 года находилась в должности директора по учебно-воспитательной работе, а с 1986 по 1996 год была директором Дуниловской школы. Она сохранила и укрепила традиции школы, руководила стабильным коллективом. Школа жила интересной жизнью. Учителя с учениками ходили в колхоз на уборку урожая. Заработанные деньги тратили на экскурсии в г. Ярославль, Углич, Мышкин, Москву и Санкт-Петербург. Ребята посещали цирк и театр. Школа всегда занимала первое место по сбору лекарственных трав и металлолома. Учащиеся ходили в походы по родному краю, работали в производственной бригаде по благоустройству посёлка, на пришкольном участке, участвовали в школьных операциях.
Трудолюбивая, ответственная, скромная, тактичная – она пользовалась авторитетом среди коллег и жителей посёлка. За долгий трудный путь по обучению и воспитанию учащихся награждена значком «Отличник народного просвещения», «Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения учреждений РСФСР», имеет звание «Лучший учитель района».
Куракина Людмила Константиновна – учитель русского языка, литературы, немецкого языка.
48 лет – педагогический стаж работы Людмилы Константиновны в Дуниловской школе.
Неиссякаемая энергия, высочайшее трудолюбие, ответственное отношение к профессиональным и общественным обязанностям характерны для педагога на протяжении всего времени работы. Много лет Людмила Константиновна на общественных началах отвечала за работу учебно- опытного пришкольного участка, общая площадь которого 1.26 га. На обрабатываемой земле (10 соток) выращивали овощи. Ежегодно проводился районный и областной смотр учебно-опытных участков. Дуниловская восьмилетняя школа ежегодно становилась победителем в районе, 5 раз – победителем областного смотра учебно-опытных участков.
С 1971 г до 1984 г совмещала работу воспитателя интерната, её рабочий день продолжался до 22 часов, заканчивался передачей детей ночной няне, несколько лет – воспитателем ГПД.
Людмила Константиновна имеет награды: две Почётные грамоты Министерства просвещения РСФСР, Почётную грамоту Департамента образования Администрации Ярославской области, грамоты УО Администрации Большесельского МР.
Гузанова Людмила Даниловна – воспитатель группы продлённого дня.
С 1994 г по 2004 г организовывала работу школы во второй половине дня. ГПД работала для смешанного контингента с 1-7 классы. Вся деятельность чётко планировалась, обязательно включались ежедневные прогулки, экскурсии, соревнования. Во время домашней подготовки педагог формировал самостоятельность восприятия текста задания, его выполнения, трудолюбие и ответственность у школьников. Обучающиеся с большим удовольствием посещали группу продлённого дня.
Людмила Даниловна награждена значком « Отличник народного просвещения» , Почётной грамотой Министерства просвещения РФ, Почётными грамотами Департамента образования Администрации Ярославской области, местного самоуправления.
V. В 1976 году в родную Дуниловскую школу пришла в качестве учителя математики Крымова Галина Павловна. С этого времени вся жизнь её связана с жизнью школы. Уроки её интересны и увлекательны. Галина Павловна воспитывает в школьниках доброжелательность, терпимость, уважение к личности. Активные формы и методы, дифференцированное обучение, применяемые учителем, вызывают у детей интерес к математике и физике. Её воспитанники имеют глубокие и прочные знания, о чём свидетельствуют итоги контрольных работ, районных олимпиад. За достигнутые успехи в обучении и воспитании детей она награждена медалью «За трудовую доблесть», звание «Старший учитель», значок «Отличник народного просвещения »
|
Наряду с традиционным обучением применяются современные технологии «Педагогика сотрудничества», «Уровневая дифференциация», «Компьютерные технологии», «Здоровье сберегающие технологии». Важнейшей составляющей УВП стало личностно-ориентированное обучение. Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности.
МОУ Дуниловская ООШ ежегодно занимает призовые места по подготовке к новому учебному году.
За заслуги в образовании Галина Павловна награждена «Почётной грамотой губернатора Ярославской области А.И.Лисицына», Почётными грамотами управления образования администрации Большесельского МО.
Туранкина Валентина Алексеевна.
22 года обучала школьников географии, биологии, химии. Уроки Валентины Алексеевны отличаются широким применением краеведческого материала, практическим применением полученных знаний в жизни. Нетрадиционные формы уроков (уроки-экскурсии, семинары, уроки-праздники, практикумы…) позволяли формировать позитивную мотивацию к обучению предметов.
Её ученики ежегодно участвовали в районных предметных олимпиадах, конкурсах «Юные друзья природы» и всегда занимали призовые места. Одной из форм работы учителя по экологическому воспитанию школьников стала организация и проведение в школе конкурсов, вечеров, различных игр экологической направленности: «Золотая осень», «День птиц», «Вода-это жизнь и др.
С 1997 г по 2001 го д Туранкина В.А. работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Оказывала методическую помощь учителям, особенно молодым. Её работа с учителями была направлена на повышение качества знаний обучающихся, активизацию мыслительной и самостоятельной деятельности в обучении.
За профессиональные педагогические качества Валентина Алексеевна награждена значком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Настоящая школа – Муниципальное общеобразовательное учреждение Дуниловская основная общеобразовательная школа.
|
Ежегодно отмечается положительная динамика в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости, второгодничества. Педагоги проводят дополнительные занятия после уроков для всех нуждающихся, предупреждают пропуски занятий без уважительных причин со стороны школьников. Образовательная программа – базовая, но по социальному заказу родителей увеличиваются часы на русский язык, математику, английский язык. Ведётся углублённое обучение школьников изобразительному искусству. Применяются проблемные и исследовательские методы обучения, метод проектов. Проводятся уроки-экскурсии, уроки-пленер, уроки-презентации. Широко внедряются компьютерные технологии под руководством учителя информатики Шашловой Светланы Александровны.
Она является ведущим тьютором в системе образования Большесельского района. Кроме того Светлана Александровна оказывает неоценимую помощь педагогам в использовании персонального компьютера в учебном процессе, в оформлении документации, наглядных пособий.
Девятиклассники успешно сдают экзамены по новой форме, радуют положительные результаты внешнего мониторинга в 4 классах. Выпускники 9 класса продолжают обучение в Большесельской средней основной школе, СУЗ, ПУ. После окончания БСШ большинство наших выпускников поступают в ВУЗы.
Внеурочная деятельность: Программа воспитательной работы – коллективно-трудовые дела по интересам и возрастному цензу, ключевые мероприятия и продолжение традиций школы («Принеси людям радость» – тимуровская работа, трудовые десанты, «Вахта Памяти», встречи с ветеранами войны и труда, спортивные соревнования, творческие конкурсы, организация и проведение народных праздников для населения с. Дунилово «Прощай Масленица», «Деревенские посиделки и др.
|
Учитель ИЗО Фёдорова Л.Н. |
Экологическая тропа к озеру. Учитель Шашлова С.А. |
Проза и стихи Румянцевой Карины, сочинение Гогиной Даши вошли в сборники «Большесельские звёздочки», руководитель Куракина Л.К.
|
Педагогический коллектив уделяет должное внимание охране здоровья обучающихся. Ежегодно на базе школы работает оздоровительный лагерь дневного пребывания, от 76 до 80 % детей укрепляют своё здоровье в летний период.
Традиционно большое внимание уделяется нравственно-эстетическому и патриотическому воспитанию обучающихся, организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Закладывают азбуку жизни учителя начальных классов Паукова Т.А., Фадеева О.А., Изотова Г. Ю., которые добросовестно, творчески трудятся более 25 лет.
С 1996 г по 2007 год Паукова Татьяна Алексеевна – старшая вожатая, ответственная за воспитательную работу в школе. Умело вовлекала всех обучающихся в школьную жизнь: проводили праздники в школе, в местном ДК для населения, трудовые десанты, тимуровскую работу, организовывали встречи с интересными людьми, незабываемый 50-летний Юбилей школы, митинги у памятника погибшим воинам в ВОВ и т.д.
В осуществлении этой работы ей помогали личные организаторские способности, знания возрастной психологии школьников, свой задор, эмоциональность, высокая ответственность.
Фадеева О.А. –учитель начальных классов, наш бессменный председатель профсоюзной организации, первый помощник администрации школы. Доброта, внимание, отзывчивость к людям – характерные черты Ольги Анатольевны. Профсоюзный комитет всегда поздравит с Днём рождения, радостным событием в жизни, поддержат в нежданно наступившей беде, вовремя окажут материальную помощь, позаботятся о санаторно-курортном лечении. Коллектив школы и ветераны педагогического труда благодарны Фадеевой О.А. за проводимую деятельность.
Имеется пришкольный участок, на котором выращиваются овощи: картофель, капуста, морковь, свёкла, используемые для питания школьников. С весны до глубокой осени радуют глаз цветники своей красотой.
Руководит сельскохозяйственными работами на пришкольном участке учитель Шашлова Светлана Аександровна.
Достижению результатов учебно-воспитательной работы способствуют:
- Достаточная материально-техническая база для осуществления программного обеспечения соответственно федеральному государственному образовательному стандарту.
- Обеспечение кадровым составом (Нет текучести, 50% педагогов – выпускники школы).
- Обеспеченность всех обучающихся учебниками за счёт школы.
- Использование ПК, ИКТ и ЦОР.
- Благоприятные условия для работы: чистота, уют, горячее питание, бесплатное питание.
- Доброжелательная деловая атмосфера.
- Активное участие родителей в ремонте школы.
- Сотрудничество с социальными партнёрами: Центром детского творчества, Большесельским молодёжным центром, районным музеем, ДК, библиотеками, БСШ, ЦРБ, семьёй.
Школа имеет трудности:
- Из-за отсутствия рабочих мест в селе наблюдается отток населения, в школе – уменьшение контингента, а отсюда – недостаток нормативного финансирования для полноценной жизни.
- Уменьшение классов – комплектов не только в начальном звене, но и среднем.
Общественное мнение родителей о деятельности школы:
(по результатам анкетирования родителей 4,6,9 классов в мае 2010 года)
1.Удовлетворены отношением в школе к обучающимся – 96 % родителей.
2. Уверены в безопасности учеников в школе – 88% родителей.
3.Омтмечают эффективность партнёрства в управлении -75 % родителей.
4.Позитивно относятся к МОУ Дуниловской ООШ – 92 % родителей.
За 68 лет своей деятельности Дуниловская школа выучила 1180 человек, 27 из них окончили учебное заведение на «Отлично», 206 выпускников в дальнейшем получили высшее образование, 95 человек выбрали профессию педагога. Среди выпускников есть художники, лётчики, врачи разных специальностей, экономисты, бухгалтера, инженеры.
Школа гордится выпускником Дружининым Владимиром Николаевичем (1955 – 2001), который окончил Дуниловскую восьмилетнюю школу в 1971 году, с золотой медалью – Большесельскую среднюю школу, затем Демидовский университет, окончил его с красным дипломом, был Ленинским стипендиатом.
Его достижения: Доктор психологических наук, профессор, ректор Института психологии Иматон, заведующий лаборатории психологии способностей института психологии РАН, директор Института психологии государственного университета гуманитарных наук.
Лауреат премии им. С.Л.Рубинштейна Российской Академии наук (1996 г), премии Президента РФ ( 1998 г) за исследования в области способности и творчества.